RU EN PL

m. Grodno, ul.Karskogo 47/1, 230003

+375 (152) 79 55 24 +375 (152) 79 55 23 sales@azotfortis.by

Тест 17 антифризов: замерзают, закипают и огнем полыхают

193857_1_350

У жидкостей, которые используются в системах охлаждения двигателей, два функциональных назначения. Во-первых, в сильные морозы они не должны превращаться в лед, что и объясняет, почему охлаждающие жидкости называют также антифризами, ведь antifreeze в переводе с английского означает «против замерзания». Во-вторых, охлаждающая жидкость не должна преждевременно закипеть и стать по этой причине виновницей перегрева мотора.

_тест_ 37

В том, что риск перегрева, к которому может быть причастен антифриз, залитый в систему охлаждения, существует, мы убедились нынешним летом в ходе проверки температуры кипения 8 образцов разных марок, закупленных в нескольких торговых точках Минска. Более того, тогда же выяснилось, что пары некоторых кипящих антифризов способны воспламеняться от источника огня и продолжают гореть, о чем рассказали в статье «Шокирующий тест ABW.BY: антифризы горят ярким пламенем!».

_тест_ 02

Однако когда в свои права вступает зима, самое время проверить готовность антифризов не замерзать до того, как столбик термометра сравняется с температурой, заявленной производителями на ярлыках товарных емкостей с охлаждающими жидкостями. На этот раз мы решили не ограничиваться 8 антифризами, а брали на экспертизу все, что попадалось на глаза в торговых точках по продаже автомобильных запчастей и расходных материалов.

_тест_ 03

_тест_ 35

Исключение — концентраты, а также готовые жидкости, за качество которых голосовала авторитетная торговая марка и высокая стоимость. Цена, по словам продавцов, была причиной низкого спроса на подобные продукты, а нас интересовали антифризы, доступные широким массам потребителей и, стало быть, на прилавках не залеживающиеся. В результате набрали 17 образцов.

_тест_ 22

Но в товарных емкостях на экспертизу они не поехали. Мы обезличили участников теста, для чего перелили их в одинаковые бутылки и присвоили каждому соответствующий номер.

_тест_ 28

В таком виде антифризы были доставлены в лабораторию, сотрудников которой мы попросили ответить на три вопроса:

  • при какой температуре замерзнет каждый образец?
  • какова температура его кипения?
  • способны ли испарения кипящей жидкости воспламеняться и продолжать гореть?

_тест_ 24

Если следовать букве ГОСТ 28084-89 и технического регламента ТС 030/2012, то в соответствии с этими документами антифризы должны оцениваться не по полному замерзанию, а по температуре начала кристаллизации.

_тест_ 38

При этом по Приложению I ТР ТС 030/2012 для охлаждающих низкозамерзающих жидкостей температура начала кристаллизации должна быть не выше -35°С.

_тест_ 23

Наши образцы проверялись с помощью прибора АТКт-02, работающего по гостовской методике.

_тест_ 26

Прибор аттестован БелГИМ. Погрешность измерения составляет ±1°С. Это означает, что если проба антифриза начнет кристаллизоваться, например, при -35°С, то фактическая температура жидкости в это время имеет значение в интервале от -34°С до -36°С.

_тест_ 31

Согласно методике в пробирку для проверки заливается 20 мл жидкости.

_тест_ 32

Далее пробирка с образцом помещается в криостат прибора.

_тест_ 25

Сверху гнездо криостата закрывается крышкой с термометром и мешалкой, перемешивающей содержимое пробирки.

Работает аппарат АТКт-02 в автоматическом режиме.

_тест_ 29

На дисплей прибора выводятся температуры пробы, камеры криостата и хладагента в текущий момент времени. При необходимости можно получить распечатку параметров.

_тест_ 33

Об окончании испытаний прибор сигнализирует звуковым сигналом.

_тест_ 34

Работа прибора основана на фиксации изменения пропускания света через жидкость в связи с появлением кристалликов льда. Что визуально представляет собой начало кристаллизации, можно увидеть по тому, во что превратилось содержимое пробирки.

_тест_ 30

На температуру начала кристаллизации все образцы подвергались испытанию по три раза, что позволило для каждого антифриза усреднить этот показатель и сделать его более достоверным. Что касается температуры замерзания, как ее понимают рядовые потребители, то, по мнению работников лаборатории, она ниже температуры начала кристаллизации на 2 градуса, а если учесть погрешность измерения, то можно уверенно говорить, что антифриз замерзнет полностью при температуре, на 3 градуса более низкой, чем температура начала кристаллизации.

В отличие от летних испытаний на воспламеняемость, когда для наглядности температура кипения оценивалась лишь приблизительно с помощью термометра, на этот раз ее определяли опять-таки по гостовской методике оценки температуры начала перегонки.

Проверке на температуру кипения каждый образец подвергался дважды. Но что готовые антифризы могут гореть, разработчики ГОСТ 28084-89 понятия не имели. Поэтому методики проверки на воспламеняемость нет — в лаборатории просто вносили в испарения закипевшей на электроплитке охлаждающей жидкости зажженную лучину и смотрели, возгорится ли пламя. Как это делается, подробнее можно прочитать в указанной выше статье.

_тест_ 36

Что получилось в итоге?

_тест_ 16

Образец №1 — антифриз Starex производства ООО «Нижнекамскнефтеоргсинтез» (Нижнекамск, Россия). Что означает надпись «-40» на этикетке, осталось загадкой, ведь отсутствие единицы измерения превращает ее в абстрактную величину, рядом с которой с одинаковым успехом могли бы стоять как °С, так и кг, л, м и даже амперы с вольтами. Температура начала кристаллизации оказалась ниже, чем требует регламент ТС. Что также плохо — пары Starex горят, хотя на этикетке есть надпись «Пожаровзрывобезопасно». Судя по всему, она, как и «-40» ни к чему не обязывает.

_тест_ 13

Образец №2 — антифриз EuroLine. Не только хорошо, но и честно, так как при заявленной производителем PPH Chemia Bomar (Скорогощ, Польша) начальной температуре кристаллизации -37°С мы получили -39°С. Кстати, EuroLine оказался единственным антифризом, на этикетке которого с обратной стороны емкости говорится именно о начальной температуре кристаллизации.

_тест_ 21

Образец №3 — антифриз Vaxoil производства COOO «Вакс-Авто» (Калинковичи, Беларусь). К температуре начала кристаллизации претензий нет. Температуру кипения хотелось бы выше. А к предупреждению на этикетке при работе с жидкостью не курить следует отнестись всерьез не только в связи с указанием «Осторожно! Ядовито», но и потому, что при испытании на воспламеняемость паров выяснилось, что они горят.

_тест_ 20

Образец №4 — тосол А-40М Arctic производства ООО «БЛЮ СТАР» (Дзержинск, Россия). Плохо все, в том числе и повторяемость результата на возгорание паров, ведь эта охлаждающая жидкость была среди 8 образцов, которые мы испытывали летом.

_тест_ 18

Образец №5 — антифриз ONZ OIL Optimal производства СООО «М-Стандарт» (Минский район, Беларусь), изготовленный по заказу ООО «Онза-Авто» (Минск, Беларусь). К параметрам вопросов нет, смущает только внушительный список спецификаций производителей, приведенный на этикетке. На упаковках ни одной из представленных выше охлаждающих жидкостей мы не видели ничего подобного. Это маркетинг или антифриз действительно был сертифицирован согласно допускам означенных в списке автомобильных компаний?

_тест_ 19

Образец №6 — антифриз Sintec ЗАО «Обнинскоргсинтез» (Обнинск, Россия). Температуру кипения хотелось бы чуть выше, ведь этикетка с обратной стороны емкости уверяет, что жидкость можно использовать до +110°С. Больше придраться не к чему. Летние испытания на возгораемость паров образец такой охлаждающей жидкости тоже прошел без замечаний.

_тест_ 12

Образец №7 — антифриз Venol производства Venol Motor Oil GmbH (Франкфурт-на-Одере, Германия). Когда на этикетке указано -35°С без уточнения, о чем конкретно идет речь, вопрос несоответствия температуры начала кристаллизации требованиям регламента ТС выглядит риторическим.

_тест_ 17

Образец №8 — антифриз Sibiria производства OOO «Дзержинский завод органического синтеза» (Дзержинск, Россия). Вновь вызывает смущение этикетка с внушительным списком автомобильных марок, которым продукт рекомендован. Кристаллизоваться антифриз начал при -37°С, а закипел при 108°С. Но не горит — это факт.

_тест_ 04

Образец №9 — антифриз MaxLane производства COOO «Белполиуретаны» (Могилев, Беларусь). На лицевой этикетке крупно написано: «Без метанола».

_тест_ 05

В это верим, ибо пары кипящей жидкости не загорелись, но давали ли согласие все автомобильные компании, перечисленные в этикетке с обратной стороны емкости, на применение MaxLane в своих двигателях — вопрос.

_тест_ 11

Образец №10 — тосол «Сибирь» А-40М, изготовленный ООО НПО «Органик-Прогресс» (Дзержинск, Россия). Среди участников экспертизы, которую мы проводили летом, был антифриз «Сибирь» этого же производителя. Не похоже, что между тосолом и антифризом есть разница: пары тосола тоже воспламенились, температуры начала кристаллизации и кипения антифриза оставляют желать лучшего.

_тест_ 10

Образец №11 — антифриз Pilot производства ООО «ТРЭКСТЭН» (Пушкино, Россия). Температура начала кристаллизации вполне себе, но по температуре кипения и способности гореть между этим образцом и «красным» Pilot, который приобретался для летней экспертизы, разницы не находим.

_тест_ 07

Образец №12 — антифриз Felix, выпущенный ООО «Тосол-Синтез-Инвест» (Дзержинск, Россия). Вопросов нет, за исключением ссылок на автопроизводителей, проходящих под вывеской Recommended for. Это рекомендация производителя Felix или автомобильных компаний?

_тест_ 08

Образец №13 — антифриз производства NordTec ПТЧУП «КиликияПлюс» (Минск, Беларусь). Заявление на этикетке, что NordTec используется в системе охлаждения от -40°С, учитывая определенную при испытаниях температуру начала кристаллизации -30°С, кажется излишне смелым, но других претензий нет.

_тест_ 27

Образец №14 — изготовитель Сергей Боярских. Что образцы были обезличенными, мне показалось мало. Втихаря я разбавил пополам один из купленных антифризов водой из крана и назвал продукт собственного приготовления «камнем преткновения». Когда он действительно превратился в камень при -10°С, в лаборатории поинтересовались, могу ли я раскрыть марку антифриза и его состав, заявленный производителем, ибо с образцом №14 происходит что-то непонятное. Так тайное стало явным, после чего мне посоветовали убрать этот образец из протокола экспертизы как не имеющий смысла. Так что в таблице результатов испытаний его нет, но по поводу смысла позволю себе не согласиться с коллегами. Бывает, что в дороге приходится доводить уровень охлаждающей жидкости до нормы и случается, что, кроме воды, больше долить в систему нечего. Что может произойти, если такую смесь не слить до морозов, «камень преткновения» продемонстрировал в лучшем виде.

_тест_ 15

Образец №15 — антифриз GreenCool производства СООО «М-Стандарт» (Минский район, Беларусь). Вопросов нет.

_тест_ 09

Образец №16 — антифриз «Гродно-Азот» АМ35, выпущенный ПТУП «АзотХимФортис» (Гродно, Беларусь). Вопросов нет, за исключением, может быть, несовременного вида тары, но ведь важно не то, как выглядит упаковка, а то, что в нее залито. Или все-таки важно и то и другое?

_тест_ 06

Образец №17 — антифриз X-Freeze производства ООО «Синтез-Пак» (Дзержинск, Россия). Вопросов нет.

_тест_ 14

Образец №18 — антифриз Arctic, выпущенный ООО «АкцентХим» (Дзержинск, Россия), стал вторым и незапланированным «камнем преткновения» экспертизы. Кристаллизоваться он начинал при -19°С, закипел при 96°С, но вопреки ожиданию не воспламенился. Из-за таких результатов мне тоже посоветовали не вносить образец №18 в протокол, а подвергнуть его дополнительным углубленным исследованиям. Насчет исследований посмотрим, а пока я решил, что читателям куда важнее знать, что Arctic трижды, а повторюсь, что на температуру кристаллизации все образцы проверялись по три раза, начал замерзать при температуре, которая в наших условиях эксплуатации куда более вероятна, чем 35-градусные морозы, на которых настаивает регламент ТС.

table

Наш вердикт

Если продается, значит, можно использовать — не так ли думают покупатели, увидев тот или иной товар на торговом прилавке? Однако результаты, показанные шестью из 17 взятых на экспертизу образцов, не отвечают требованиям Приложения I ТР ТС 030/2012 к температуре начала кристаллизации. Кроме того, семь образцов закипели рановато, испарения пяти из них воспламенились, что вызывает еще большие сомнения в целесообразности применения этих охлаждающих жидкостей в двигателе. Возникает и вопрос: как подобные продукты оказываются на прилавке?

Источник: https://www.abw.by/news/193857/